Пост 36(5). Вермеер и Дельфтская школа. Часть первая (продолжение)

В октябре 1641 года Эвелин побывал в Антверпене, самом большом порту Испанских Нидерландов. Он осмотрел все примечательные здания, видел «редкие картины Рубенса» и другие выдающиеся детали интерьера новой церкви иезуитов («прекрасная работа снаружи и внутри»). Он побывал в ратуше, в учебных заведениях и монастырях, особняке Дуарте на главном проспекте, в котором продавал бриллианты торговец Меир. «Три его дочери услаждали нас музыкой: пением и игрой на инструментах» [13].

Дуарте – имя, знакомое из исследований Вермеера и его окружения, требует небольшого отступления. Эвелин мог знать Гаспара Дуарте (1584-1653) – придворного ювелира Карла I и известного любителя музыки. Дуарте был другом Константина Гюйгенса старшего (1596-1687, рис. 15), который в качестве секретаря и советника по искусству голландского штадтгальтера Фредерика Хендрика и Вильяма II достаточно заметно влиял на художественный вкус в Гааге. 

Связь продолжалась с сыном Дуарте, Диего (до 1616-1691), который унаследовал фамильное дело и прославился как музыкант-любитель. Музыка и живопись были страстью младшего Дуарте и Гюйгенса, с которым он часто переписывался.

Опись коллекции Диего Дуарте 1682 года содержит более 200 картин, среди которых Гольбейн, Рафаэль, Тициан, Питер Брейгель Старший, Рубенс, Ван Дейк,  а также «Молодая леди, играющая на клавесине» Вермеера» [14]. Это была, вероятно, одна из двух картин Вермеера, находящихся сегодня в Национальной галерее в Лондоне (номера по каталогу 78, 79)[15]. 

Было высказано предположение, что Дуарте получил картины Вермеера от Гюйгенса или его сына Константина Гюйгенса-младшего (1628-1697) [16].  Последний, великолепный рисовальщик и секретарь Вильяма III, был до конца жизни другом Дуарте [17].  Картина Вермеера «Молодая женщина (или девушка), играющая на клавесине», могла быть куплена в Дельфте или Гааге во время одного из визитов Гюйгенса-младшего в Антверпен к Дуарте (например, в 1676 году). Название картины (перекликается с визитом Эвелина) делает это предположение более чем вероятным: и Дуарте, и Гюйгенс были известными коллекционерами музыкальных инструментов. 

Тем не менее, возможно, что Дуарте получил картину из другого источника, например, от антверпенского торговца Матиаса Муссона, который был связан с Абрахамом де Кугом, известным в Дельфте торговцем живописью, органами и другими предметами роскоши. Может быть, это существенно, что все трое – художник и два торговца – были католиками [18].


Когда Эвелин впервые приехал в Гаагу («по прямой и просторной реке, протекающей через весь Дельфт»), он сразу же отправился «ко двору принцессы Богемии [в ее большой городской дом на Воорхоут], где удостоился чести поцеловать руку ее величества и нескольких принцесс – ее дочерей» [19]. 

Королева (рис. 9) Елизавета Стюарт (дочь Якова I), жила на широкую ногу в Гааге с ее последним мужем курфюрстом Фридрихом V (умер в 1632), и продолжала вести такой же образ жизни, будучи вдовой, еще тридцать лет за счет Карла I, голландского правительства и других жертвователей [20].

Вероятно, она представила Эвелина своему кругу и посоветовала ему, что надо посмотреть. В любом случае, спустя четыре дня, после Лейдена и Утрехта Эвелин прибыл в Ренен, «где у принцессы Богемии был аккуратный и прекрасно отстроенный дворец, или городская резиденция, в итальянском стиле, как я помню» [21]. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики