Пост 29. Вэйн Фрэнитс (Wayne Franits), Питер де Хох "Женщина готовит мальчику бутерброд"

Покойный французский социолог Пьер Бурдье (Pierre Bourdieu) исследовал понятие «вкус» в своей книге под названием «Различие: социальная критика понятия общества о вкусе».Согласно Бурдье, вкус, особенно в отношении к вещам, которые мы покупаем, является признаком, который в основном используется для утверждения  и узаконивания различия между социальнми группами. Высшие классы естественно определяют ведущий вкус и используют его как всеобщее средство отличия от тех, кто стоит на более низких ступенях социальной лестницы. Нижестоящие могут попытаться имитировать изысканные пристрастия своих начальников, но по необходимости они могут сделать это, в основном, за счет продуктов меньшей стоимости и сравнительно низкого качества. 

Хорошим примером этого явления сегодня может послужить покупка автомобиля. Соверщенно невероятно, что рабочий купит машину той же марки и исполнения, что и богач, но он или она мотут купить автомобиль, который как-то имитирует особенности самых дорогих из них.  

Хотя исчерпывающий анализ Бурдье касается периода после Второй мировой войны во Франции, многие из его наблюдений применимы к сообществам Нового времени, таких как Голландская республика, где социальная иерархия была гораздо более заметна, чем в любой современной стране. 

Если отличительные стили, темы и даже мотивы голландской жанровой живописи могут быть поняты как выражение вкуса, используемого в обслуживании социального положения, то покупка и демонстрация картин так же связаны с правилами хорошего тона, тем более, когда рассматриваемые картины касаются домашнего уклада. 

Как мы видели, вкус и культура были связаны вместе, элита стремилась подчеркивать чувство своего культурного превосходства и положения, показывая изысканное поведение и тонкое понимание искусства (так же, как литературы и театра).Поэтому художники   писали определенные сюжеты, в определенных стилях, одновременно удовлетвораяя желания заказчиков и передавая ценности верхушки общества, ценности, которые определяли ее изысканность,  утонченность и исключительность .  

Хотя это важно понять, как голландские жанровые картины связаны с концепцией вкуса и ролью рынка, не следует недооценивать основную роль живописца во внедрении новые предметов и стилей.  Во все времена они -  самые изобретательные творцы, которые внедряют самые необычные изменения в их работы, что засвидетельствовано ростом домашних сцен в голландской жанровой живописи после 1650-х годов в целом и в работе де Хоха, в частности.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики