Пост 28. Вэйн Фрэнитс (Wayne Franits), Питер де Хох "Женщина готовит мальчику бутерброд"

Как свидетельствуют архивные данные, в тех необычных случаях, когда мраморные полы украшали жилища богачей, они зачастую выполнялись только в вестибюле, потому что богатые домовладельцы предпочитали для своих жилых комнат деревянные полы (рисунок 58). То же касается и латунных люстр, которые встречаются почти в каждом изображении интерьеров (см. рисунок 18), на самом деле они были весьма дорогими и предназначались главным образом для церквей. 

Конечно, художники не включали в их картины мраморные полы, люстры, богатые камины и дорогостоящие украшения только для того, чтобы продемонстрировать свое умение изображать предметы и материалы с поразительной точностью, как это было сказано. Такие объекты  изображались потому, что они подразумевали у потенциальных покупателей статус и умение обустроиться. 

Наличие этих привлекательных и дорогостоящих предметов было частью постоянных усилий художников, которые старались сделать свои работы как можно более привлекательными для их потенциальной клиентуры, в основном - состоятельных коллекционеров, которые ожидали увидеть такие изображения богатого декора в своих приобретениях. На определенном уровне эти жанровые картины служили для удовлетворения потребности (если не сказать – фантазии) состоятельных покупателей украсить быт, и сами картины, вероятно, обладали таким же статусом роскошного товара, как и другие интересные предметы, выставленные коллекционером на обозрение в его доме.

Семнадцатое столетие в Нидерландах привело к атмосфере процветания, которая была восприимчива к усложненным и более приличным  картинам. В этой ситуации, жанровые картины не только отражали вкусы того времени, но одновременно и формировали их. Жанровые картины де Хоха, как правило, продавались по более скромным ценам, чем картины его самых успешных коллег.  

Работавший в соседнем Лейдене Геррит Доу, который также писал домашние сцены (рисунок 38), регулярно  получал за картину от  шестисот до тысячи гульденов. Последняя сумма была почти в два раза больше годового заработка работника среднего класса в Голландской республике, в те времена ее было достаточно, чтобы купить скромный дом. (Сколько людей сегодня могут позволить себе купить произведение искусства, которое стоит приблизительно столько же, сколько стоит дом?) 

Определенно, что де Хох не наслаждался огромными доходами, вопрос социального статуса его покупателей не поддается легкому определению. База данных проекта исследовательского института Getty по изучению коллекционирования и провенанса содержит нескольких голландских описей семнадцатого века, в которых упоминаются картины де Хоха, и в которых их оценка колеблется от низкого уровня в пятнадцать гульденов до высокой в семьдесят пять гульденов. Последняя сумма во времена де Хоха составляла двухмесячную заработную плату гражданина среднего класса. 

Естественно, что в семнадцатом веке некоторые представители среднего классм могли позволить себе тратить так много на искусство. Даже если картины де Хох и не продавались по тем же ценам, как картины Доу или его дельфтского коллеги Вермеера, его искусство  доносит до зрителя те же самые нравственные и культурные ценности, что и более дорогие картины, предназначенные для самыж титулованных покупателей.

Несомненно, что небогатые покупатели картин де Хоха хотели искусства с теми же представлениями об утонченности и учтивости, как у богатых. Существует простое объяснение этого явления: в общем, идеалы видных представителей той или иной культуры в любой данный период времени неизбежно обладают "эффектом просачивания", когда человек нижнего социального слоя стремится к образу жизни и ценностям элиты.

Голландские жанровые картины, как самого высокого качества,  так и как менее дорогостоящие и не так тщательно выполненные, доносят до нас огромное количество знаний о вкусах того времени, об особенностях вкуса элиты, для понимания запросов коллекционеров, которые господствовали на рынке произведений искусства после 1650 года.



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Обновленный стиль